Главная
Магазин
События
Статьи
Ссылки
Форум
Контакты

Автомобильные колесные диски clause


В наши дни большинство производителей автомобилей комплектуют свою продукцию стальными штампованными дисками, а установка легкосплавных дисков предлагается как дополнительная услуга. Но не стоит забывать, что помимо "изящного" дизайна, легкосплавный диск имеет ряд значимых преимуществ перед стальным. Так что же стоит знать при выборе и покупке колесного диска? Попробуем в этом разобраться.

Виды колесных дисков

Колесные диски различаются по технологии изготовления:
• стальные сварные (штампованные, прокатные),
• литые,
• кованые.

Существуют так же литые и кованые диски, выполненные из магниевых сплавов.



Рисунок 1 - Траектории вертикальных смещений кузова
автомобиля, в зависимости от вида колесных дисков

Стальные диски

Возможность отрихтовать стальной диск после деформации, а так же тот факт, что при ударе такие диски не трескаются, а мнутся, является основным достоинством стального колеса. Низкая стоимость стального диска также является неоспоримым плюсом. К недостаткам стальных колес можно отнести низкую коррозийную стойкость, большой вес (около 6-6,5 кг) и невыразительный дизайн.

Литые диски

Вес литого диска на 15-30% легче, чем у аналогичного стального. Это приводит к тому, что неподрессоренная масса становится меньше, что благоприятно сказывается на работе подвески. Так как имея меньший момент инерции, колесо быстрее реагирует на возвратные действия амортизаторов, тем самым быстрее восстанавливая контакт с дорогой (см. рис. 1).Легкие сплавы обладают хорошей теплопроводностью. Таким образом, легкосплавные диски обеспечивают лучшее охлаждение тормозных дисков и суппортов.



Рисунок 2 - Устройство автомобильного диска

Кованые диски

Процесс изготовления кованых дисков использует технологию горячей объемной штамповки, называемой иначе ковкой. Кованые диски легче к прочнее литых - это их главное достоинство. Но а то же время, они и дороже.

Литые и кованые диски из магниевых сплавов

Магниевые диски легче и прочнее чем диски из алюминиевых сплавов. Но их основной недостаток, из-за которого они не нашли широкого применения, это -низкая коррозионная стойкость. На такие диски не рекомендуется ставить стальные балансировочные грузики, так как образовавшаяся химическая пара "магний-сталь" приводит к ускорению процесса разрушения диска. Для защиты диска от окружающей среды, весь диск покрывается защитными лаками или красками, а это приводит к увеличению стоимости магниевого колеса.

Внимание! В некоторых случаях, как не странно, прочность кованых и литых дисков иногда можно отнести и к их недостаткам. Поскольку при сильном ударе на плохой дороге такие диски двигаются в направлении удара, нагружая, а зачастую и разбивая ступицу и ходовую часть машины. Если вы хотите застраховаться от таких неприятностей, то, выбирая диски, помните, что прочность и жесткость диска должны соответствовать совокупности параметров всех элементов подвески автомобиля, условиям его эксплуатации и такому немаловажному для России параметру как качество дорожного покрытия. Из этого следует, что колесный диск, являясь немаловажным элементом пассивной безопасности, при сильном ударе должен за счет собственной деформации принять на себя часть энергии удара, сохраняя тем самым шины, подвеску, и сам кузов автомобиля.

Подбор дисков

При покупке легкосплавного диска необходимо учесть целый ряд параметров, а именно:
• диаметр центров крепежных отверстий
• количество и диаметр крепежных отверстий
• диаметр отверстия под ступицу - DIA
• вылет колеса - ЕТ



Рисунок - Характеристика диска задается строкой вида:


Рисунок 3 - Разновидности креплений на дисках
а - болт и гайка с конической прижимной частью
без подголовка (грани головки соединены с конусом);
б - болт и гайка с конической прижимной частью и подголовком;
в - болт и гайка со сферической прижимной частью и подголовком.

DIA Диаметр центрального отверстия под ступицу (DIA) указывается в мм. Как правило, диски выпускаются с отверстием большого диаметра и комплектуются специальными переходными кольцами.



Рисунок 4 - Основные размеры и параметры диска
ET - вылет обода;
H - посадочная ширина обода;
В - посадочный диаметр обода;
ЦО - диаметр центрального отверстия;
PCD - диаметр расположения крепежных отверстий.

PCD Формула колеса (PCD) включает в себя кол-во крепежных отверстий и диаметр расположения центров крепежных отверстий колеса в мм. Так, обозначение PCD 4/100 указывает, что крепежных отверстий - 4,а диаметр центров крепежных отверстий 100 мм. Параметр PCD обязательно должен соответствовать автомобилю! Стоит заметить, что если диаметр расположения отверстий будет отличатся на 2-3 мм, то колесо при движении будет вызывать биение и может привести к отрыву. Также отметим, что болты крепления для легкосплавных дисков длиннее, чем для стальных.



Рисунок 5 - Виды крепежных отверстий.

Чтобы определить параметр PCD, нужно измерить расстояние между отверстиями и умножить его на коэффицент:
• для 3-х отверстий - 1,155
• 4-х- 1,414
• 5-ти • 1 701

ЕТ Вылет колеса (ЕТ) - расстояние от плоскости симметрии обода до плоскости прилегания к фланцу ступицы. Вылет может быть как положительным, так и отрицательным, и указывается в мм. Параметр рассчитывается производителем для каждой модели автомобиля индивидуально. Возможно, но не рекомендуется, установить на автомобиль диск с нештатным значением вылета, получая при этом увеличение колеи и повышая этим устойчивость в повороте. Установка диска с уменьшенным вылетом приводит к увеличению нагрузки на подвеску и уменьшению ресурса ступичных подшипников. На некоторые автомобили, с тормозным суппортом большого размера, установка диска с уменьшенным вылетом может привести к тому, что суппорт не уберется внутрь диска. Допускается уменьшение вылета на 5-7 мм.



Рисунок 6 - Чрезмерное выступание слишком длинных болтов
из фланца полуоси А - фланец полуоси; b - выступание болта.

Рекомендации при покупке дисков

Определение параметров диска желательно проводить со специалистом, разбирающимся во всех нюансах.
При покупке дисков внимательно проверьте маркировку. На ней обязательно должны присутствовать:
• название завода изготовителя
• товарный знак
• знак соответствия стандарту
• дата изготовления диска
Желательно так же, перед сборкой диска с резиной, проверить, как он встанет на Ваш автомобиль.


Таблица - Сравнительные характеристики автомобильных дисков




Источники материала: Автомобильный справочник "Автопроводник" №22 2007г. стр.91-93;

на верх

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2008 © SMV

Hosted by uCoz